На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» КРК города Усть-Илимска подготовлена информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за 1 квартал 2018 года
В 1 квартале 2018 года завершено проведение 2 контрольных мероприятий, начатых в 4 квартале 2017 года, проведены 3 экспертно-аналитических мероприятия и внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
В рамках проведенных в 1 квартале 2018 года контрольных мероприятий, контролем было охвачено 11 объектов, в том числе проведена внешняя проверка бюджетной отчетности за 2017 год 8 главных администраторов бюджетных средств.
Объем проверенных средств в ходе контрольных мероприятий составил 102 049,69 тыс. руб. (без учета внешней проверки бюджетной отчетности). Объем финансовых нарушений, выявленных КРК города, составил 971,56 тыс. руб. или 0,95% от общего объема проверенных средств, в том числе:
1) нарушения при формировании и исполнении бюджетов (тыс. руб./количество) – 235,82/134, включая:
- нарушение порядка и условий оплаты труда сотрудников муниципальных органов, муниципальных служащих, работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений (тыс. руб./количество) – 185,04/129;
- нарушение порядка обеспечения открытости и доступности сведений, содержащихся в документах, а равно, как и самих документов муниципальных учреждений, путем размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – 2 случая;
- расходование бюджетными и автономными учреждениями средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на цели, не связанные с выполнением муниципального задания (тыс. руб./количество) – 50,78/3;
2) нарушение ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 1 случай;
3) нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью (тыс. руб./количество) – 45,62/15;
4) нарушения при осуществлении муниципальных закупок (тыс. руб./количество) – 690,12/20, включая:
- внесение изменений в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством (тыс. руб./количество) – 690,12/6;
- несоблюдение принципов и основных положений о закупке – 14 случаев.
По результатам контрольного мероприятия «Проверка законного, результативного (эффективного и экономного) использования средств бюджета города, выделенных в 2016 году и истекшем периоде 2017 года на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение реализации муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» на 2016-2020 годы» установлено следующее.
Объем проверенных средств бюджета города в рамках данного контрольного мероприятия составил 61 766 тыс. руб.
Общее количество выявленных нарушений и недостатков составило 77 случаев на общую сумму 842,28 тыс. руб.
Выявлены многочисленные факты нарушений трудового законодательства, порядка и условий оплаты труда работников Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска (далее – Управление физической культуры) и Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений города Усть-Илимска» (далее – МАУ «ДССУИ»), в том числе:
- Управлением физической культуры отдельным работникам не производилась оплата работы в выходные дни, приходящиеся на дни нахождения в командировке, а также на дни отъезда в командировку и возвращения из нее. Данными работниками также не представлялись заявления о предоставлении дополнительных дней отдыха за время нахождения в пути в командировку и обратно;
- работниками Управления физической культуры авансовые отчеты после направления в командировку систематически предоставлялись с нарушением срока (от 1 до 45 рабочих дней);
- работникам Управления физической культуры и МАУ «ДССУИ» неправомерно возмещены расходы по проезду в командировку и (или) обратно в сумме 10,45 тыс. руб.;
- нарушения при расчете компенсации за дни неиспользованного отпуска на сумму 1,05 тыс. руб. (округление количества дней неиспользованного отпуска до целого числа без соответствующего закрепления данного правила в локальных нормативных актах);
- по распоряжению и.о. главы Администрации города Усть-Илимска начальнику Управления физической культуры незаконно выплачена денежная компенсация за дни неиспользованного отпуска в размере 82,11 тыс. руб.;
- материальная помощь начальнику Управления физической культуры в размере 12,9 тыс. руб. начислена и выплачена на основании приказа и.о. начальника Управления физической культуры, не являющегося представителем нанимателя для данного муниципального служащего;
- направление директора МАУ «ДССУИ» в командировку, предоставление ему отпуска осуществлялось на основании собственных приказов, а не начальника Управления физической культуры, являющегося в отношении него представителем работодателя.
Также в нарушение Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» МАУ «ДССУИ» не соблюдены обязательства по обеспечению открытости и доступности сведений: на официальном сайте www.bus.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещено муниципальное задание на 2016, 2017 годы.
Выявлены факты нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, имущество, полученное МАУ «ДССУИ» по договору дарения, не отражено в бухгалтерском учете, что свидетельствует о недостоверности данных бухгалтерского учета, в том числе данных о нефинансовых активах.
Кроме того, выявлены случаи ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения, в том числе:
- МАУ «ДССУИ» не предъявлялись к возмещению затраты, связанные с текущей эксплуатацией имущества по заключенным договорам безвозмездного пользования;
- при сдаче в аренду помещений соответствующие затраты (электроэнергия, вода, канализация, сбор мусора, уборка прилегающей территории) на общую сумму 45,62 тыс. руб. не предъявлялись арендаторам;
- неиспользование МАУ «ДССУИ» предоставленных ему на праве оперативного управления 2-х объектов транспортных средств в течение длительного времени, а также отсутствие доказательств принятия учреждением мер по обеспечению результативности и эффективности использования имущества учреждением;
- МАУ «ДССУИ» при формировании штатного расписания не проводились какие-либо мероприятия по обоснованию нормативной численности работников, занятых техническим обслуживанием спортивных сооружений, в том числе по должности «уборщик производственных помещений».
При осуществлении муниципальных закупок выявлены нарушения на сумму 690,12 тыс. руб. в рамках муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту детского оздоровительного образовательного центра «Олимпиец» в городе Усть-Илимске (далее – Контракт на капремонт спортзала):
- не предприняты меры по определению сметной стоимости работ с учетом внесенных изменений по отдельным видам работ (цена контракта завышена на 454,26 тыс. руб. по видам работ «Электроосвещение», «Полы в спортзале», «Фасад», занижена на 211,68 тыс. руб. по видам работ «Полы в спортзале», «Стены»);
- временные здания и сооружения, предусмотренные условиями контракта, подрядчиком не возводились и не передавались, в составе основных средств МАУ «ДССУИ» не отражены, в связи с чем, не подлежат приемке и оплате на сумму 16,96 тыс. руб.;
- МАУ «ДССУИ» при снижении цены контракта путем исключения проектных работ, проверки достоверности определения сметной стоимости, не подлежащих выполнению подрядчиком, неверно определена итоговая сметная стоимость исключаемых работ, в результате чего цена контракта завышена на 6,2 тыс. руб.;
- договор о компенсации расходов по потребляемым ресурсам при проведении строительно-монтажных работ, в том числе электрической энергии, с подрядчиком не заключался, стоимость ресурсов, подлежащих возмещению подрядчиком, МАУ «ДССУИ» не рассчитывалась и не предъявлялась.
По результатам контрольного мероприятия «Проверка законного, результативного (эффективного и экономного) использования средств бюджета города, выделенных МАУ «Центр комплексного обслуживания» в 2016 году и истекшем периоде 2017 года установлено следующее.
Объем проверенных средств бюджета города в рамках данного контрольного мероприятия составил 40 283,69 тыс. руб..
Общее количество выявленных нарушений и недостатков составило 93 случая на общую сумму 129,28 тыс. руб.
Муниципальным автономным учреждением «Центр комплексного обслуживания» (далее - МАУ «ЦКО») допущено расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, в сумме 50,78 тыс. руб.
В рамках выполнения возложенных на КРК города Усть-Илимска полномочий по данному факту в отношении руководителя учреждения составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанного протокола постановлением мирового судьи должностное лицо привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (постановление вступило в законную силу).
Кроме того, выявлены многочисленные факты нарушений трудового законодательства, порядка и условий оплаты труда работников МАУ «ЦКО», в том числе:
- нарушения при расчете компенсации за дни неиспользованного отпуска на сумму 16,16 тыс. руб.;
- нарушения при формировании фонда оплаты труда на сумму 61,81 тыс. руб.;
- нарушения, связанные с компенсацией расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, на сумму 0,52 тыс. руб.
Также выявлены случаи ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения:
- МАУ «ЦКО» при заключении гражданско-правовой сделки с субъектом предпринимательства на оказание услуг по техническому обслуживанию, мелкому ремонту систем отопления, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения не предприняты меры по увеличению эффективности заключенной сделки (цена согласована без учета нормы прибыли от оказания данных услуг, нормы использования своих средств индивидуальной защиты, специальной одежды, обуви, инвентаря и оборудования, размера обязательств по уплате страховых взносов и др.);
- неиспользование МАУ «ЦКО» предоставленных ему на праве оперативного управления 15 объектов основных средств балансовой стоимостью 2 444 тыс. рублей в течение длительного времени, а также отсутствие доказательств принятия учреждением мер по обеспечению результативности и эффективности использования имущества учреждением.
В 1 квартале 2018 года в рамках сотрудничества с правоохранительными и надзорными органами КРК города Усть-Илимска материалы одного контрольного мероприятия направлены в Усть-Илимскую межрайонную прокуратуру. Также по запросу Отдела в городе Усть-Илимске Управления по Иркутской области ФСБ России в адрес последнего направлены материалы 2 контрольных мероприятий.
По результатам экспертизы проекта решения Городской Думы города Усть-Илимска «О внесении изменений в решение Городской Думы города Усть-Илимска от 15.12.2017 г. № 43/328 «О бюджете города на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» установлены следующие основные обстоятельства:
1) в представленном проекте решения не учтены рекомендации КРК города Усть-Илимска, ранее отраженные в заключении на проект решения Городской Думы города Усть-Илимска «О бюджете города на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».
В частности, не пересмотрены прогнозируемые значения:
- доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами, завышены в 2018 году на 37,6 тыс. руб., в 2019 году на 43 тыс. руб., на 2020 год – на 49,2 тыс. руб.;
- не включены планируемые поступления по распределенным в областном бюджете субсидиям местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по вопросам местного значения по организации отдыха детей в каникулярное время на оплату стоимости набора продуктов питания в лагерях с дневным пребыванием детей, организованных органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в сумме 2 191,3 тыс. руб. (в дальнейшем устранено);
2) целесообразность (результативность) планирования расходов на межевание и постановку на кадастровый учет земельных участков, находящихся под объектами муниципальной собственности (здания, расположенные на территории МУП «Посадочная площадка (аэропорт) города Усть-Илимска»), не обоснована;
3) в проекте бюджета предусмотрено только 90 тыс. руб. для постановки на кадастровый учет 30 объектов муниципального жилищного фонда. При этом по предписанию КРК города Усть-Илимска № 02-02/01/1 от 23.10.2017 г., Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в срок до 30 июня 2018 года необходимо провести мероприятия по включению в состав муниципальной казны неучтенных объектов в количестве 688 объектов муниципального жилищного фонда. При этом за неисполнение предписания в установленный срок предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет;
4) планируемые бюджетные ассигнования по программе «Безопасный город» на 2016-2020 годы в сумме 26 тыс. руб. не согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (к вопросам местного значения не отнесено оказание помощи (поддержки) органам внутренних дел, которые финансируются из федерального бюджета) и противоречат постановлению Администрации города Усть-Илимска от 17.03.2017 г. № 137 (с изменениями) об утверждении Программы оптимизации расходов бюджета города Усть-Илимска на 2017-2019 годы, согласно которой установлен запрет на установление, начиная с 2017 года, расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В 1 квартале 2018 года проведена финансово-экономическая экспертиза 2 проектов постановлений Администрации города Усть-Илимска о внесении изменений в муниципальные программы (корректировались целевые индикаторы, цель, задачи, изменялось ресурсное обеспечение).
По результатам экспертизы выявлены факты несоблюдения требований Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденного постановлением Администрации города Усть-Илимска 14.10.2016 г. № 875.
КРК города Усть-Илимска сформулированы предложения и замечания по устранению недостатков в представленных проектах.
По результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности выявлены нарушения и недостатки, которые в целом не повлияли на достоверность отчета об исполнении бюджета города за 2017 год. В ходе проведения внешней проверки установлены случаи не соблюдения требований Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 г. №191н при представлении и заполнении форм бюджетной отчетности.
Необходимо отметить, что главные распорядители бюджетных средств – Управление образования Администрации города Усть-Илимска и Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска – каждый год допускают формирование Пояснительной записки (форма 0503160) с отступлением от требований положений приказа Минфина РФ от 28.12.2010 г. №191н и не принимают мер по исправлению указанного недостатка.
В 2017 году допускались нарушения при исполнении текстовой части решения о бюджете города, а именно: Управлением культуры Администрации города Усть-Илимска (3 случая), Управлением образования Администрации города Усть-Илимска (1 случай), Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска (3 случая и по одному муниципальному контракту на протяжении всего финансового года).